Неправительственная организация (НПО)

Психологический портрет женщин, пострадавших от домашнего насилия, и ряд важнейших качеств, влияющих на поддержание ситуации насилия.

1. Заниженная самооценка, недооценка своих возможностей. Насильник внушает и поддерживает в женщине убеждение в ее некомпетентности и ответственности за насилие, совершаемое над нею.

2. Зависимость. Женщина не испытывает желания уйти от агрессора и даже иногда, на наш взгляд, проявляет в этом смысле мазохистские тенденции. Она часто определяет свою личность через отношения с другими — главным образом через отношения со своим партнером. У зависимости может быть и экономическая грань, что психолог не должен упускать из вида.

3. Дефицит коммуникативных навыков. Женщины, подвергающиеся домашнему насилию в личных отношениях, не владеют навыками продуктивных взаимоотношений. Эти женщины лишены четкого ощущения своих психологических, физических границ. Они либо слишком быстро начинают доверять людям, либо не доверяют вовсе.

4. Изоляция. Женщина-жертва очень часто находится в изоляции вследствие того, что муж осуществляет строгий контроль над ее социальными контактами. Находясь в изоляции от общества и не имея никакой новой информации об окружающем мире, женщина становится зависимой. После избиения она продолжает изолировать себя эмоционально и (или) физически, т. к. испытывает стыд и страх.

5. Беспомощность. К этому могут привести властность агрессора, его активный контроль и желание управлять жертвой, изоляция от окружающего мира.. Все это, как правило, приводит к депрессии и суицидальному настроению. Женщина-жертва не надеется помочь себе, зато сохраняет надежду на то, что изменится партнер.

6. Активное использование психологических защитных механизмов (таких, как рационализация и отрицание). Женщине, перенесшей домашнее насилие даже в прошлом, психологически трудно, стыдно признать правду. Факт отторжения насилия происходит бессознательно, а также слабой дифференциацией своих чувств и зачастую полным отсутствием рациональной рефлексии.

7. Повышенная тревожность, наблюдаемая у многих жертв жестокого обращения в семье