Неправительственная организация (НПО)

Гендерное неравенство

«…Если будут задавать вопросы, скажете: свекровь мне как мама родная, здесь мой дом, понятно?!…»

У Ноили (имена изменены) было много планов и мечтаний на эту жизнь. После окончания школы она смогла поступить в один из самых престижных вузов страны. Девушка всерьез хотела заняться учебой, в будущем после окончания бакалавра, планировала получить степень магистра.
Но, все ее планы и мечты оказались в прошлом… Почему?
Потому, что Ноилю выдали замуж. Почему так получается, что замужество для девушек оборачивается концом их дальнейшей учебы и профессионального развития?
Сыграли свадьбу. Ноиля стала членом новой семьи. Очень скоро она поняла, что ей много чего нельзя, что она должна строго следовать тому что скажет ее муж и новые родственники – свекровь и свекор, строго выполнять все их требования. И первым требованием мужа был строгий запрет прохождения учебы, объяснил он свое требование довольно банально – ревностью: «не хочу, чтобы на мою красивую жену еще кто-то смотрел». Решение сына поддержала и свекровь Ноили.
Далее запретов становилось все больше и больше. И вот уже Ноили стали запрещать ездить к родным, общаться с ними по телефону, а также общаться с подругами и соседями. У нее также не стало ни телефона, ни доступа к интернету и телевизору. Телефон забрал муж, на второй день после свадьбы, компьютером мог пользоваться только муж Ноили или его братья. Ноиля же с утра до вечера занималась домашними делами.
Так, прошел год, Ноиля стала матерью, теперь забот у нее стало в два раза больше. А пожаловаться на то, как ей трудно было некому, по ночам Ноиля плакала, вспоминая маму. Она очень скучала, но не решалась просить разрешения навестить свой девичий дом.
Самое интересное, что в доме мужа Ноилю никто не бил, не кричал на нее, у нее будто просто отобрали ее свободу…
Как то утром муж Ноили Баходир в спешке уехал на работу и забыл телефон дома. Проводив мужа на работу и войдя в комнату за ребенком, Ноиля обнаружила телефон мужа. Воспользовавшись ситуацией, она, конечно позвонила матери. Когда она со слезами жаловалась матери на то, что не может даже приехать в гости, домой за телефоном вернулся муж.
Баходир не бил жену, не оскорблял и не материл за то, что она воспользовалась его телефоном тайком от него, да еще и пожаловалась матери. Он лишь сообщил, что за то, что она нарушила его указания о запрете телефона, ей теперь придется жить в подвале…
За один только телефонный разговор Ноиле пришлось некоторое время жить в подвале, так она «понесла свое наказание». Свекровь грозилась ей, что заберет сына, если она хоть кому то расскажет о том, как ее «наказали».
Когда свекровь пригласила гостей и собрала дома женщин, они неожиданно поинтересовались, почему невестка Ноиля в последнее время не выходит на улицу и вообще ее не видно, будто и не живет здесь.
— Дел много дома, вот и не видно, кроме того, у нее такой капризный ребенок… — ответила свекровь с гримасой напускного сожаления.
– Да и что она потеряла на улице? Все у нее есть, все условия созданы. Мой сын тут же приносит, что она попросит. – на этих словах свекровь сделала жест невестке, чтобы та вышла.
Когда закончилось мероприятие, и гости разошлись, свекровь Сураё опа позвала к себе Ноилю и сказала:
— Послушайте меня «келинпошшо» (невестушка), впредь, если у вас спросят, почему вы не выходите из дому, вам надо отвечать «Моя мама мне много зла сделала, не любила меня, вот и не хочу к ней ездить. Свекровь мне как мама родная, здесь мой дом», понятно?!
— Хорошо ойижон, — тихо сказала Ноиля, опустив голову.
-Идите, делами займитесь, вон ребенок уже плачет…
После звонка дочери, обеспокоеная Шохида опа приехала навестить Ноилю.
Она застала дочь в плохом состоянии, бледной, измученной, с мешками под глазами. Дождавшись, когда свекровь Ноили выйдет из комнаты, ответить на телефонный звонок, Шохида опа стала расспрашивать дочь, что с ней, почему она в таком состоянии и почему не звонит.
— Мама, у меня отобрали телефон, не выпускают даже на улицу.
В этот момент зашла свекровь и недоверчиво покосилась на
мать и дочь.
Шохида опа хотела было оставить свой смартфон дочери, но свекровь как отрезала:
— Да что же такое, вы, что не доверяете нам?! Зачем молодым телефон, он только портит их.
Вернувшись домой, Шохида долго плакала, вспоминая, в каком состоянии была ее дочь, на сердце женщины было очень неспокойно. Она ломала голову, как же ей помочь
Ноиле… Подруга рассказала ей о центре, который помогает женщинам (для поддержания конфиденциальности, мы не будем указывать, что это за центр, куда обратилась мать Ноили). Но, скажем, что этот центр стал для женщины единственной надеждой на получение реальной помощи для дочери.
По просьбе Шохиды опы, сотрудники Центра отправились домой к Ноиле. Пообщалсиь с ней. После чего психолог заключил, что Ноилю незамедлительно нужно забирать из этого дома, так как она попала в абсолютную зависимость. А все дело в том, что Ноиля усиленно отрицала все то, что с ней произошло, оправдывала мужа и свекровь. Возможно от страха.
Так, когда, по данному делу было подано заявление в правоохранительные органы, Ноиля тоже все отрицала. В таких условиях, правоохранительные органы не смогли возбудить дело против мужа и свекрови.
В настоящее время, вопрос остается открытым, правоохранительные органы, Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства Республики Узбекистан, а также управление по поддержке махалли и семьи продолжают изучение данного дела.
Ситуация затруднительная. Ясно одно, Ноиля находится под сильным психологическим давлением, подвергается психологическому насилию. Возможно, сама этого не осознает. Пока Ноиля не признается, что она в беде и не попросит помощи, принять меры будет трудно – говорит руководитель Центра. – Ведь, на все наши попытки помощи, она лишь отвечает «здесь мой дом, я не оставлю семью и ребенка, никуда не пойду». А, как известно, при отсутствии заявления и желания жертвы выбраться из этого круга насилия, к сожалению, пока мало что можно сделать. Тем не менее, мы продолжаем работу, настроены решительно и приложим максимум усилий, привлечем, всех кого надо к данному делу, чтобы помочь женщине…
Друзья, коллектив проекта тоже обеспокоен судьбой Ноили, и приложит все возможные усилия, чтобы помочь женщине и конечно же, как только будут новости по данному делу, мы обязательно о них напишем.